994. Берг Dок Николай ([email protected]) 2020/01/21 00:36 [ответить]
В наше время не все верят в силу божьей воли и в способность Господа нашего творить самые невероятные чудеса, и потому для понимания способностей высших сил на дела сверхъестественные крайне важно не отворачивать своего лица от фактов, совершенно точных и общеизвестных, подтвержденных фундаментальной наукой и потому особенно ценных, ибо они доказывают, насколько мало мы знаем о способностях людских и о возможностях небес. Итак, мы начинаем.
Святой великомученник епископ Печорский Корнелий, как все знают, был обезглавлен Иоанном Грозным в порыве гнева. После своей прилюдной казни святой поднял свою отрубленную голову, положил ее на блюдо и носил за царем до тех пор, пока тот не раскаялся в своем преступлении. Казалось бы, всего лишь легенда?
Как бы не так!
Согласно третьей Псковской летописи Корнелий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, 20 февраля, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит. Умер же Корнелий, согласно его жизнеописаниям от митрополита Евгения, Карамзина, Толстого и многих других историков, только в 1577 году.
Выходит - целых 7 (семь) лет носил Корнелий свою голову по стопам Иоанна!
Немудрено, что несчастный царь за эти годы значительно облагородил Печорскую обитель, сделал много вкладов и построил там новые жилища для братии.
Данный факт можно было бы списать на ошибку, будь он одним-единственным. Однако бог силен, и одним чудом свои деяния не ограничивает.
Из трудов великого историка земли русской Николая Карамзина мы знаем, что, издеваясь над митрополитом Филиппом, в 1569 году Иоанн Грозный отсек голову его брату, Михаилу Ивановичу Колычеву, и прислал ее святителю в мешке. Однако сила святого духа в митрополите была столь велика, что еще три года окольничий Михаил Иванович Колычев продолжал исправно выходить на службу, и только в 1571 году по болезни отошел от дел.
При отрубленной голове данное недомогание, я думаю, кажется вполне простительным.
Впрочем, что там отрубленная голова?
Вспомним знаменитого князя Михайлу Воротынского, ярко описанного все тем же Карамзиным: 'Первый из воевод российских, первый слуга государев - тот, кто в славнейший час Иоанновой жизни прислал сказать ему: "Казань наша"; кто уже гонимый, уже знаменованный опалого, бесчестием ссылки и темницы, сокрушил ханскую силу на берегах Лопасни и еще принудил царя изъявить ему благодарность за спасение Москвы - князь Михаил Воротынский, через десять месяцев после своего торжества был предан на смертную муку, обвиняемый рабом его в чародействе и в умысле извести царя...'
Так вот, князь Михайло Воротынский вскоре после взятия Казани в 1560 году был сослан в Белоозеро, откуда вызван в 1565 году и подвергнут пытке, от каковой он и умер.
Однако царь не забыл заслуг воеводы, и почти сразу после смерти Воротынский получил в награду за службу город Стародуб-Ряполовский. Продолжая посмертную службу, в 1572 году во главе русских войск князь Михайло Иванович вчистую вырезает 120-тысячную османскую армию, после чего подвергается опале и оказывается казнен во второй раз.
Думаю, никого не удивит тот факт, что всего через год после второй смерти 16 февраля 1574 года князь Михайло Воротынский подписывает 'Устав сторожевой службы', а еще через несколько лет составляет 'духовную' в пользу своего сына Ивана, но с оговоркой о передаче имущества царю в случае бездетности потомка.
Надо сказать, что всего лишь две смерти от руки такого деспота, каким был Иоанн Грозный - сущие пустяки. Были страдальцы круче. Так, 2 августа 1560 года русские войска взяли Феллин, в котором попал в плен магистр Тевтонского ордена Иоганн Вильгельм фон Фюрстенберг. Он был немедленно зарезан, отправлен в Москву, где сперва повешен, потом проведен по улицам города, избиваемый железными палками, после смерти подвергнут пытке и убит, а потом живьем отдан на растерзание собакам, после чего останки несчастного, равно как и остальных пленных, победители выбросили хищным птицам на поедание.
Но даже столь великое количество мучительных смертей не сломило ни магистра, ни его ливонцев - они получили наделы в Ярославской области, и многократно покойный Иоганн Вильгельм фон Фюрстенберг в письме брату от 1575 года не преминул пожаловаться на то, что поместье находится слишком далеко от столицы.
Посему судьбу иных жертв Иоанна Грозного можно считать относительно легкой.
Князь Афанасий Иванович Вяземский: запытан до смерти в 1570 году, после чего сослан в опалу в посад Городецкий на Волгу.
Князь Иван Куракин: казнен за измену первый раз в 1567 году, второй раз в 1577, но теперь за пьянство на посту воеводы г. Вендена, что и привело к его сдаче.
Князь Иван Шишкин с женой и детьми: казнены в 1561 году. В 1563 году погибший князь направлен на службу воеводой в Стародуб.
Князь Дмитрий Курлятев с семьей: казнены за измену в 1562 году, после чего сосланы в Каргополь, а спустя некоторое время пострижены в разные монастыри.
Князь Иван Васильевич Шереметев: в 1564 году по свидетельству Карамзина 'был закован в оковы тяжкие, посажен в темницу душную, истерзан царем-извергом'. Несмотря на муки и заточение, князь продолжал заседать в Думе, в 1571 году назначен командовать ополчением в войне с крымцами, однако в 1575 году опять оказывается с монастыре, где безмерно страдает. Об этом известно из письма Ивана IV братии. Царь попрекает игумена, что тот позволяет Шереметеву буйствовать и веселиться, игнорировать монастырский устав и вводить в соблазн других монахов.
В сентябре 1569 года происходит очередная групповая казнь: уничтожается князь Владимир Старицкий с женой, всеми детьми, а так же матерью. Они были отравлены, удушены дымом в съезжей избе, плывущей по реке Шексне, а для надежности еще и утоплены. После торжественных похорон одна из дочерей Владимира Старицкого умирает еще раз, теперь уже от болезни. Другая дочь, Мария, в 1570 году выходит замуж за принца Магнуса, принеся ему в приданое всю Ливонию, рождает двух детей: Марию и Евдокию; а кроме того усыновляет еще двух детей. В 1588 году Мария, вернувшись в Россию, постригается в монахини и только в 1597 пережитая полвека назад тройная казнь сводит ее в могилу. Ее брат Василий, увы, после казни прожил всего четыре года и скончался в 1573 году.
Князь Михаил Темрюкович Черкасский...
На этого воеводу стоит обратить особое внимание, ибо его биография ярче всего отвечает на столь часто задаваемый мне вопрос: откуда вы все это знаете?
Процитирую его биографию из общедоступной и популярной 'Википедии':
'В 1571 году крымский хан Давлет-Гирей осуществил Поход на Москву. Войско опричников во главе с Михаилом Черкасским не смогло остановить 120-тысячное войско крымских татар. Когда татары уже оставили разграбленную Москву и дошли уже до Серпухова, вслед им бросился с собранным полком Михаил Темрюкович. Но было уже поздно, и татары безнаказанными ушли в степи.
Кто-то донёс царю, что на стороне крымского хана выступил и старший князь Кабарды Темрюк Идаров, хотя на самом деле тот умер несколько месяцев назад. Возможно, мысль о предательстве Михаила Темрюковича, которую внушили Ивану Грозному, ослепила его и заставила жестоко расправиться с ним.
Черкасский был вызван в Александрову слободу и там был казнен якобы за измену. Произошло это между 16 и 23 мая 1571 года. По сведениям Таубе и Крузе, его жена с шестимесячным сыном Сильвестром были казнены ещё раньше, а трупы их царь приказал положить во дворе князя.'
Черкасский Михаил Темрюкович в википедии
Как несложно заметить, превратить научную статью в 'оголтелую фоменковщину' совсем не сложно. Достаточно сравнить первый и последний абзацы. Сразу становится понятно, что князь Черкасский сначала был казнен, а уже потом, мертвым, участвует в сражении, за измену в котором и будет наказан.
Не стоит обвинять Википедию в традиционной лаже и глупости. Такова биография Михаила Темрюковича во всех исторических источниках. Единственным оправданием князю может служить то, что умение жить после смерти для него - наследственное. Как отмечено в процитированной статье, князя Михаила обвинили в том, что он не стал сражаться со своим отцом, мурзой Темрюком Идаровичем, находившемся в османском войске. Однако всем известно, что находиться в османском войске в 1571 году Темрюк-мирза не мог, поскольку умер за 3 месяца до этого. И все же в походе 1572 года Темрюк-мирза участие принял! Но только потому, что хотел отомстить за сына...
На сем мортиролог жертв Иоанна Васильевича можно, пожалуй, заканчивать. Наверное, уже ясно, что все казненные им люди, не попавшие в 'синодик опальных', остались живы, даже истерпев несколько казней, а иные из несчастных, в список угодивших, тоже перенесли свою смерть относительно благополучно - что есть великое божье чудо без всякого сомнения!
Чудеса медицинские и физические
Чудеса Господни - они ведь не ограничиваются оживлением казненных и воскрешением мучеников. Они ярко отмечаются и исцелением безнадежных больных. Вот что пишет об этом Карамзин: '...царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России.
Иоанн в волнении гнева закричал: "Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!" и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее, царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: "Я убил сына!" - и кинулся обнимать, целовать его; удерживая кровь текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но суд небесный свершился.
Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным... Жил четыре дня и скончался 19 ноября 1582 года в ужасной слободе Александровской... Все оплакивали судьбу державного юноши, который мог бы жить для счастия и добродетели...'
Не менее известный, но западноевропейский историк Казимир Валишевский уточняет: 'Иван будто бы встретил свою невестку во внутренних покоях дворца и заметил, что ее костюм не вполне соответствовал требованиям приличия. Возможно, что при своем положении она не надела пояса на сорочку. Оскорбленный этим царь-игумен ударил ее с такой силой, что в следующую ночь она прежде времени разрешилась от бремени. Естественно, что царевич не воздержался от упреков по адресу царя. Грозный вспылил и замахнулся посохом. Смертельный удар был нанесен царевичу в висок'
Эти факты общеизвестны, посему не станем в них углубляться, а лишь рассмотрим сопутствующие обстоятельства. Например тот факт, что в указанное время Иоанн Грозный был почти совершенно парализован. Вскрытие могилы царя в 1963 году показало, что в последние шесть лет жизни у Иоанна развились остеофиты, причём до такой степени, что он уже не мог ходить - его носили на носилках. Обследовавший останки М. М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков.
Таким образом мы являемся свидетелями очередного невероятного чуда: парализованный старик тайно и незаметно скрывается от своих носильщиков и охраны, скрытно пробирается во дворец своего сына (цари ведь, как известно, не в коммуналках жили, и случайно застать невестку на кухне или возле общего нужника не могли).
Во дворце сына он пробирается мимо тамошней охраны (иначе стража предупредила бы хозяев о визите высокого гостя). Подобно невесомой тени царь скрытно проникает на женскую половину (открыто на женскую половину дворца на Руси даже близких родственников никогда не допускали), неслышно и невидимо минует девок и нянек невестки и... оппаньки! Застает царевну Елену в исподнем!
Дальше, понятно, паралитик затевает драку: невестку бьет ногами, сына посохом, а потом, наплакавшись...
ТЕЛЕПОРТИРУЕТСЯ!!!
Этот факт тоже общеизвестен и надежно доказан, ибо сохранилось письмо Грозного Думе, в котором тот уведомляет бояр, что не может приехать из Старицы в Москву, поскольку получил известие о тяжелом заболевании сына и спешит к нему. Как-никак, шла война с Польшей, Иван Грозный успешно добивал Батория и находился, понятно, на фронте - неподалеку от Новгорода.
Увы, застать Ивана живым царь так и не успел. Однако факт телепортации Грозного на сотни верст с целью убийства и чреновредительства, а также чудесного исцеления паралитика описанные историками события доказывают со 100%-ной надежностью!
В наше время не все верят в силу божьей воли и в способность Господа нашего творить самые невероятные чудеса, и потому для понимания способностей высших сил на дела сверхъестественные крайне важно не отворачивать своего лица от фактов, совершенно точных и общеизвестных, подтвержденных фундаментальной наукой и потому особенно ценных, ибо они доказывают, насколько мало мы знаем о способностях людских и о возможностях небес. Итак, мы начинаем.
Святой великомученник епископ Печорский Корнелий, как все знают, был обезглавлен Иоанном Грозным в порыве гнева. После своей прилюдной казни святой поднял свою отрубленную голову, положил ее на блюдо и носил за царем до тех пор, пока тот не раскаялся в своем преступлении. Казалось бы, всего лишь легенда?
Как бы не так!
Согласно третьей Псковской летописи Корнелий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, 20 февраля, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит. Умер же Корнелий, согласно его жизнеописаниям от митрополита Евгения, Карамзина, Толстого и многих других историков, только в 1577 году.
Выходит - целых 7 (семь) лет носил Корнелий свою голову по стопам Иоанна!
Немудрено, что несчастный царь за эти годы значительно облагородил Печорскую обитель, сделал много вкладов и построил там новые жилища для братии.
Данный факт можно было бы списать на ошибку, будь он одним-единственным. Однако бог силен, и одним чудом свои деяния не ограничивает.
Из трудов великого историка земли русской Николая Карамзина мы знаем, что, издеваясь над митрополитом Филиппом, в 1569 году Иоанн Грозный отсек голову его брату, Михаилу Ивановичу Колычеву, и прислал ее святителю в мешке. Однако сила святого духа в митрополите была столь велика, что еще три года окольничий Михаил Иванович Колычев продолжал исправно выходить на службу, и только в 1571 году по болезни отошел от дел.
При отрубленной голове данное недомогание, я думаю, кажется вполне простительным.
Впрочем, что там отрубленная голова?
Вспомним знаменитого князя Михайлу Воротынского, ярко описанного все тем же Карамзиным: 'Первый из воевод российских, первый слуга государев - тот, кто в славнейший час Иоанновой жизни прислал сказать ему: "Казань наша"; кто уже гонимый, уже знаменованный опалого, бесчестием ссылки и темницы, сокрушил ханскую силу на берегах Лопасни и еще принудил царя изъявить ему благодарность за спасение Москвы - князь Михаил Воротынский, через десять месяцев после своего торжества был предан на смертную муку, обвиняемый рабом его в чародействе и в умысле извести царя...'
Так вот, князь Михайло Воротынский вскоре после взятия Казани в 1560 году был сослан в Белоозеро, откуда вызван в 1565 году и подвергнут пытке, от каковой он и умер.
Однако царь не забыл заслуг воеводы, и почти сразу после смерти Воротынский получил в награду за службу город Стародуб-Ряполовский. Продолжая посмертную службу, в 1572 году во главе русских войск князь Михайло Иванович вчистую вырезает 120-тысячную османскую армию, после чего подвергается опале и оказывается казнен во второй раз.
Думаю, никого не удивит тот факт, что всего через год после второй смерти 16 февраля 1574 года князь Михайло Воротынский подписывает 'Устав сторожевой службы', а еще через несколько лет составляет 'духовную' в пользу своего сына Ивана, но с оговоркой о передаче имущества царю в случае бездетности потомка.
Надо сказать, что всего лишь две смерти от руки такого деспота, каким был Иоанн Грозный - сущие пустяки. Были страдальцы круче. Так, 2 августа 1560 года русские войска взяли Феллин, в котором попал в плен магистр Тевтонского ордена Иоганн Вильгельм фон Фюрстенберг. Он был немедленно зарезан, отправлен в Москву, где сперва повешен, потом проведен по улицам города, избиваемый железными палками, после смерти подвергнут пытке и убит, а потом живьем отдан на растерзание собакам, после чего останки несчастного, равно как и остальных пленных, победители выбросили хищным птицам на поедание.
Но даже столь великое количество мучительных смертей не сломило ни магистра, ни его ливонцев - они получили наделы в Ярославской области, и многократно покойный Иоганн Вильгельм фон Фюрстенберг в письме брату от 1575 года не преминул пожаловаться на то, что поместье находится слишком далеко от столицы.
Посему судьбу иных жертв Иоанна Грозного можно считать относительно легкой.
Князь Афанасий Иванович Вяземский: запытан до смерти в 1570 году, после чего сослан в опалу в посад Городецкий на Волгу.
Князь Иван Куракин: казнен за измену первый раз в 1567 году, второй раз в 1577, но теперь за пьянство на посту воеводы г. Вендена, что и привело к его сдаче.
Князь Иван Шишкин с женой и детьми: казнены в 1561 году. В 1563 году погибший князь направлен на службу воеводой в Стародуб.
Князь Дмитрий Курлятев с семьей: казнены за измену в 1562 году, после чего сосланы в Каргополь, а спустя некоторое время пострижены в разные монастыри.
Князь Иван Васильевич Шереметев: в 1564 году по свидетельству Карамзина 'был закован в оковы тяжкие, посажен в темницу душную, истерзан царем-извергом'. Несмотря на муки и заточение, князь продолжал заседать в Думе, в 1571 году назначен командовать ополчением в войне с крымцами, однако в 1575 году опять оказывается с монастыре, где безмерно страдает. Об этом известно из письма Ивана IV братии. Царь попрекает игумена, что тот позволяет Шереметеву буйствовать и веселиться, игнорировать монастырский устав и вводить в соблазн других монахов.
В сентябре 1569 года происходит очередная групповая казнь: уничтожается князь Владимир Старицкий с женой, всеми детьми, а так же матерью. Они были отравлены, удушены дымом в съезжей избе, плывущей по реке Шексне, а для надежности еще и утоплены. После торжественных похорон одна из дочерей Владимира Старицкого умирает еще раз, теперь уже от болезни. Другая дочь, Мария, в 1570 году выходит замуж за принца Магнуса, принеся ему в приданое всю Ливонию, рождает двух детей: Марию и Евдокию; а кроме того усыновляет еще двух детей. В 1588 году Мария, вернувшись в Россию, постригается в монахини и только в 1597 пережитая полвека назад тройная казнь сводит ее в могилу. Ее брат Василий, увы, после казни прожил всего четыре года и скончался в 1573 году.
Князь Михаил Темрюкович Черкасский...
На этого воеводу стоит обратить особое внимание, ибо его биография ярче всего отвечает на столь часто задаваемый мне вопрос: откуда вы все это знаете?
Процитирую его биографию из общедоступной и популярной 'Википедии':
'В 1571 году крымский хан Давлет-Гирей осуществил Поход на Москву. Войско опричников во главе с Михаилом Черкасским не смогло остановить 120-тысячное войско крымских татар. Когда татары уже оставили разграбленную Москву и дошли уже до Серпухова, вслед им бросился с собранным полком Михаил Темрюкович. Но было уже поздно, и татары безнаказанными ушли в степи.
Кто-то донёс царю, что на стороне крымского хана выступил и старший князь Кабарды Темрюк Идаров, хотя на самом деле тот умер несколько месяцев назад. Возможно, мысль о предательстве Михаила Темрюковича, которую внушили Ивану Грозному, ослепила его и заставила жестоко расправиться с ним.
Черкасский был вызван в Александрову слободу и там был казнен якобы за измену. Произошло это между 16 и 23 мая 1571 года. По сведениям Таубе и Крузе, его жена с шестимесячным сыном Сильвестром были казнены ещё раньше, а трупы их царь приказал положить во дворе князя.'
Черкасский Михаил Темрюкович в википедии
Как несложно заметить, превратить научную статью в 'оголтелую фоменковщину' совсем не сложно. Достаточно сравнить первый и последний абзацы. Сразу становится понятно, что князь Черкасский сначала был казнен, а уже потом, мертвым, участвует в сражении, за измену в котором и будет наказан.
Не стоит обвинять Википедию в традиционной лаже и глупости. Такова биография Михаила Темрюковича во всех исторических источниках. Единственным оправданием князю может служить то, что умение жить после смерти для него - наследственное. Как отмечено в процитированной статье, князя Михаила обвинили в том, что он не стал сражаться со своим отцом, мурзой Темрюком Идаровичем, находившемся в османском войске. Однако всем известно, что находиться в османском войске в 1571 году Темрюк-мирза не мог, поскольку умер за 3 месяца до этого. И все же в походе 1572 года Темрюк-мирза участие принял! Но только потому, что хотел отомстить за сына...
На сем мортиролог жертв Иоанна Васильевича можно, пожалуй, заканчивать. Наверное, уже ясно, что все казненные им люди, не попавшие в 'синодик опальных', остались живы, даже истерпев несколько казней, а иные из несчастных, в список угодивших, тоже перенесли свою смерть относительно благополучно - что есть великое божье чудо без всякого сомнения!
Чудеса медицинские и физические
Чудеса Господни - они ведь не ограничиваются оживлением казненных и воскрешением мучеников. Они ярко отмечаются и исцелением безнадежных больных. Вот что пишет об этом Карамзин: '...царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России.
Иоанн в волнении гнева закричал: "Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!" и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее, царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: "Я убил сына!" - и кинулся обнимать, целовать его; удерживая кровь текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но суд небесный свершился.
Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным... Жил четыре дня и скончался 19 ноября 1582 года в ужасной слободе Александровской... Все оплакивали судьбу державного юноши, который мог бы жить для счастия и добродетели...'
Не менее известный, но западноевропейский историк Казимир Валишевский уточняет: 'Иван будто бы встретил свою невестку во внутренних покоях дворца и заметил, что ее костюм не вполне соответствовал требованиям приличия. Возможно, что при своем положении она не надела пояса на сорочку. Оскорбленный этим царь-игумен ударил ее с такой силой, что в следующую ночь она прежде времени разрешилась от бремени. Естественно, что царевич не воздержался от упреков по адресу царя. Грозный вспылил и замахнулся посохом. Смертельный удар был нанесен царевичу в висок'
Эти факты общеизвестны, посему не станем в них углубляться, а лишь рассмотрим сопутствующие обстоятельства. Например тот факт, что в указанное время Иоанн Грозный был почти совершенно парализован. Вскрытие могилы царя в 1963 году показало, что в последние шесть лет жизни у Иоанна развились остеофиты, причём до такой степени, что он уже не мог ходить - его носили на носилках. Обследовавший останки М. М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков.
Таким образом мы являемся свидетелями очередного невероятного чуда: парализованный старик тайно и незаметно скрывается от своих носильщиков и охраны, скрытно пробирается во дворец своего сына (цари ведь, как известно, не в коммуналках жили, и случайно застать невестку на кухне или возле общего нужника не могли).
Во дворце сына он пробирается мимо тамошней охраны (иначе стража предупредила бы хозяев о визите высокого гостя). Подобно невесомой тени царь скрытно проникает на женскую половину (открыто на женскую половину дворца на Руси даже близких родственников никогда не допускали), неслышно и невидимо минует девок и нянек невестки и... оппаньки! Застает царевну Елену в исподнем!
Дальше, понятно, паралитик затевает драку: невестку бьет ногами, сына посохом, а потом, наплакавшись...
ТЕЛЕПОРТИРУЕТСЯ!!!
Этот факт тоже общеизвестен и надежно доказан, ибо сохранилось письмо Грозного Думе, в котором тот уведомляет бояр, что не может приехать из Старицы в Москву, поскольку получил известие о тяжелом заболевании сына и спешит к нему. Как-никак, шла война с Польшей, Иван Грозный успешно добивал Батория и находился, понятно, на фронте - неподалеку от Новгорода.
Увы, застать Ивана живым царь так и не успел. Однако факт телепортации Грозного на сотни верст с целью убийства и чреновредительства, а также чудесного исцеления паралитика описанные историками события доказывают со 100%-ной надежностью!